Зачем нужен статус субъекта малого предпринимательства

Дело в том, что организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, имеют право на поддержку со стороны государственных структур.

Приведем перечень некоторых льгот, предоставляемых малым предприятиям Москвы.

 

Льготы по аренде нежилых помещений

Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр, имеют право на поддержку Правительства Москвы, установленную законодательными и нормативными актами г. Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 135-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП и продлении срока действия постановления Правительства Москвы от 18 сентября 2007 г. N 810-ПП» для субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, арендующих нежилые помещения по договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, за исключением договоров аренды, заключаемых по результатам торгов, с июня 2011 года устанавливается ставка арендной платы в размере 1800 руб. за кв.м. в год. По май 2011 года включительно аренда оплачивалась по ставке на 2010г. в размере 1200 руб. за кв.м. в год. Таким образом, средняя ставка на 2011 год — 1550 руб. за кв.м. в год.

Данная мера государственной имущественной поддержки не применяются в отношении арендаторов нежилых помещений, признанных недобросовестными в установленном порядке

Льготы по аренде земельных участков

Льгота по освобождению от оплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок установлена п.6 постановления Правительства Москвы от 02.11.99г. № 1010 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве»:

«Пункт 6. Установить, что при продлении или перезаключении договоров аренды нежилых помещений и земельных участков (с прежним арендатором) с субъектов малого предпринимательства при наличии положительного заключения Департамента поддержки и развития малого предпринимательства не взимается плата за право заключения договоров аренды».

Внимание! В соответствии с п.12 постановления Правительства Москвы от 18.12.2001г. №1138-ПП «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве» вышеуказанная льгота не распространяется на рынки.

Льготы при переоформлении арендных отношений на землю

Льгота по освобождению от оплаты выкупа права аренды при продлении арендных отношений на земельный участок установлена п.6 постановления Правительства Москвы от 02.11.99г. №1010 «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве».

Субсидии для начинающих предпринимателей

До 500.000 руб. на приобретение основных средств, организацию и оснащение рабочих мест, закупку сырья и расходных материалов, а также аренду помещений.

Банковское кредитование

Для получения финансовых ресурсов, как на текущую деятельность, так и на развитие или модернизацию производства, малое предприятие может воспользоваться услугами специализированных кредитных организаций или услугами коммерческих банков, многие из которых предлагают разнообразные продукты по кредитованию малого бизнеса.

Консультационная поддержка

Начинающие предприниматели могут рассчитывать на информационную поддержку по вопросам регистрации компании, адреса местонахождения фирмы, требований законодательства к различным видам деятельности.

Кроме того, окружные центры развития предпринимательства познакомят начинающих с системой финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, программами бизнес-образования.

Развивающиеся компании могут получить консультационную поддержку по подготовке пакета документов для получения различных форм субсидий, узнать о возможностях в продвижении товаров и услуг на региональные и международные рынки, поиске заказчиков в системе субконтрактации.

Кроме того, в окружных центрах можно получить информацию по системе требований к охране труда на предприятии, оформить журнал проверок, посетить бесплатные семинары и лекции по актуальным вопросам бизнес-администрирования.

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы готов отвечать на все вопросы, возникающие у предпринимателей, и принимать все предложения по совершенствованию предпринимательской среды.

Льготы по доступу к сети ИНТЕРНЕТ

В соответствии с п.10 постановления Правительства Москвы от 27.04.2004г. №288-ПП «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы» предусмотрено:

Принять предложение ЗАО «МТУ-Интел» по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к современным информационным технологиям и ресурсам посредством:

Внедрения специального тарифного плана ЗАО «МТУ-Интел» «Малый бизнес» по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включённым в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15%; o предоставления клиентам тарифного плана «Малый бизнес» бесплатного технологического доступа к веб-ресурсам СИОМП (система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы).

Льготы по размещению информационных указателей

По инициативе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы достигнута договорённость со специализированными коммерческими структурами по установлению для субъектов малого предпринимательства, включённых в Реестр СМП Москвы, льготных расценок по размещению информационных указателей.

Каковы критерии малого и среднего предпринимательства?

Действующее законодательство предусматривает ряд льгот для малого бизнеса. Эти льготы предусмотрены Федеральным законом от 24.07.2007№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Формы поддержки определены в статье 16 Закона № 209-ФЗ. Законодатель выделяет четыре группы таких форм:

  • финансовая, имущественная и консультативная поддержка;
  • поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Чтобы иметь статус субъектов малого и среднего предпринимательства, хозяйствующие субъекты в целях Закона № 209-ФЗ должны отвечать критериям, установленным статей 4 данного правового акта. Приведем некоторые из них.

  • К таким субъектам могут относиться внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий).
  • Следовательно, некоммерческие организации, не являющиеся указанными кооперативами, не могут признаваться субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • Также предусмотрена возможность отнесения к таким субъектам физических лиц, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Для юридических лиц установлены допустимые пределы участия в их уставном капитале (паевом фонде) определенных субъектов и лиц.

**Справочно.** Согласно пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

  • 4) В зависимости от средней численности работников за предшествующий календарный год субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на три категории:
  • микропредприятия (как вид малых предприятий) — до 15 человек включительно;
  • малые предприятия — до 100 человек включительно;
  • средние предприятия — от 100 до 200 человек включительно.
  • 5) Еще одним из условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является величина выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории указанных субъектов. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556, предусматривающее следующие предельные значения:
  • для микропредприятий — 60 млн. руб.;
  • малых предприятий — 400 млн. руб.;
  • средних предприятий — 1000 млн. руб.

Кому не может быть оказана помощь в рамках Закона № 209-ФЗ?

Статьей 14 Закона № 209-ФЗ установлен перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не может оказываться поддержка, предусмотренная этим правовым актом. В этот перечень включены следующие субъекты:

  • кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • нерезиденты Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами России.

Кроме того, финансовая поддержка не может оказываться субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Как подтвердить статус малого предприятия?

Статьей 8 Закона № 209-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры данных субъектов — получателей такой поддержки.

В таких реестрах в отношении указанных субъектов должны содержаться, в частности, следующие сведения:

  • наименование органа, предоставившего поддержку;
  • информация, идентифицирующая получателя поддержки;
  • вид, форма и размер предоставленной поддержки;
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
  • информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки.

Соответствующие органы, оказывающие поддержку, вносят записи в реестры получателей поддержки в течение 30 дней со дня принятия решения о ее оказании или решения о ее прекращении.

На основании п. 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 утверждено Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.

Положением, в частности, определено, что реестры ведутся в электронном виде по форме, приведенной в приложении к данному правовому акту. Содержащиеся в них сведения размещаются на официальном сайте соответствующего органа и являются открытыми и общедоступными.

Из содержания названных правовых актов следует, что реестр, предусмотренный ст. 8 Закона N 209-ФЗ, подтверждает статус субъектов малого и среднего предпринимательства и фиксирует оказанную им поддержку. При этом включение таких субъектов в данный реестр должно осуществляться только при оказании поддержки.

Между тем подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства по своей сути является отдельной процедурой, которая предшествует процедуре оказания поддержки. Кроме того, наличие такого статуса может иметь значение не только в целях Закона № 209-ФЗ. Поэтому было бы целесообразно включать в реестр не только субъекты, подтвердившие свой статус, но еще не получившие поддержку. По такому пути пошли, в частности, власти Москвы.

Пунктом 5 ст. 1 Закона г. Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» предусмотрено, что реестр субъектов такого предпринимательства — систематизированная база данных о таких субъектах. Эти субъекты имеют право на внесение сведений о них в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в добровольном порядке. Наряду с указанным реестром уполномоченный орган ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

На основании Закона г. Москвы № 60 Правительство Москвы приняло Постановление от 08.12.2009 № 1338-ПП «О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы». Пункт 9 этого документа устанавливает, что внесение претендента на поддержку в указанный реестр является подтверждением соответствия данного претендента условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. А из п. 12 названного Постановления следует, что с даты выпуска этого документа свидетельство о внесении в реестр на бумажных носителях не выдается. Держателем реестра определен Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.