Новые правила аренды земли национального парка

"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2007, No 2
Статья "Новые правила аренды земли национального парка"

 

А.А. РОГАНОВА,
юрист ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

На практике распространены случаи, когда турфирмы заключают договор аренды земельного участка национального парка. С этого года порядок предоставления в аренду земельного участка национального парка в целях организации рекреационной деятельности претерпел существенные изменения. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. No 47 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка (далее - Правила). Подробнее об этом - в нашей статье.
Какой участок земли можно арендовать?
В Правилах определен, какой именно земельный участок может быть объектом договора аренды. Так, арендовать можно земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон:
- зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
- рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
- зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.
Как заключается договор аренды?
Теперь договор аренды земельного участка национального парка арендатор заключает с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (арендодатель). Иначе говоря, национальные парки не могут выступать арендодателями, что соответствует пункту 4 статьи 20 Земельного кодекса РФ.
При этом в Правилах отсутствуют существовавшие ранее нормы о размере арендной платы и доходах, получаемых от арендной платы за пользование земельным участком. Напомним, что арендная плата по договору аренды земельного участка национального парка является платежом в бюджет за право пользования природными ресурсами. В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ арендная плата за пользование земельными участками национальных парков не облагается НДС (об этом также сказано в письме Минфина России от 30 октября 2006 г. No 03-04-15/198). Также арендатор в соответствии с пунктом 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ не уплачивает земельный налог.
В пункте 4 Правил закреплен перечень существенных условий, которые должны быть включены при подготовке договора аренды земельного участка.

Кто готовит проект договора аренды?
Проект договора аренды земельного участка до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка подготавливает территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В качестве существенных названы условия, касающиеся:
1. предполагаемого размера и местоположения земельного участка;
2. разрешенного вида использования земельного участка или разрешенных в соответствующей функциональной зоне национального парка видов деятельности;
3. срока аренды;
4. требований к состоянию земельного участка по истечении срока аренды;
5. оснований расторжения договора аренды земельного участка в случае неисполнения установленных законодательством требований;
6. размера арендной платы и срока ее внесения;
7. осуществления строительства на земельном участке (если оно допускается);
8. определения прав арендатора на имущество, создаваемое на земельном участке;
9. запрета на субаренду земельного участка и передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, а также запрета на передачу арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;
10. ответственности сторон договора аренды земельного участка;
Данный перечень не является исчерпывающим, так как согласно п. 4 Правил в договор должны быть включены существенные условия, касающиеся иных условий, не противоречащих законодательству. Правда, Правила не уточняют, что понимается под "иными условиями".
При этом, в пункте 5 Правил установлено, что проект договора аренды земельного участка в части условий, указанных в пункте 4 этих Правил, согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок. Пока не утвержден официальный порядок прохождения согласования проектов указанных договоров проекты договоров аренды земельных участков национального парка согласовываются в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Об этом сказано в письме Росприродназора от 16 марта 2007 г. No ОМ-04-34/2439 "О порядке согласования договора аренды земельного участка национального парка".
В 30-дневный срок с даты поступления соответствующих материалов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает проект границ земельного участка, а в отдельных случаях и выбор земельного участка.
Договор аренды земельного участка составляется в 4 экземплярах, которые передаются (по одному экземпляру) арендатору, арендодателю, в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В тексте ранее действующего Положения было прямо закреплено, что земельные участки предоставляются в пользование на основании договора аренды при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка. Сейчас в действующих Правилах о необходимости наличия лицензии для предоставления в аренду земельного участка национального парка не упоминается. Ведь с этого года лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращено.

Оформляем смену главы фермерского хозяйства

"Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2008, No 3
Статья "Оформляем смену главы фермерского хозяйства"

 

А.А. СЕРЕБРЯКОВА,
начальник юридического отдела ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Смена главы крестьянского (фермерского) хозяйства может произойти по разным причинам. Но независимо от этого, смену необходимо правильно оформить. Для этого надлежит выполнить определенные действия, предусмотренные законом. В противном случае у хозяйства могут возникнуть неблагоприятные последствия. Чтобы их предупредить, и написана данная статья.
Правовые основы деятельности
Деятельность крестьянских хозяйств регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ. Такое хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, которые имеют в общей собственности имущество и совместно ведут деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельхозпродукции.
Как установлено пунктом 3 статьи 1 этого закона фермерское хозяйство ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Об этом говорит и пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ. Поэтому при регистрации или смене его главы необходимо руководствоваться статьями 22.1 - 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. No 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон No 129-ФЗ).
Причины для смены главы хозяйства
Пунктом 1 статьи 18 Закона No 74-ФЗ предусмотрены основания для смены главы фермерского хозяйства. К ним отнесены невозможность исполнения главой своих обязанностей более чем шесть месяцев, смерть главы хозяйства, его добровольный отказ от полномочий.
По нашему мнению, данный перечень не является исчерпывающим. Ведь в пункте 6 статьи 4 Закона No 74-ФЗ предусмотрена возможность включить в соглашение иные условия, не противоречащие гражданскому законодательству. Таким образом, по решению членов хозяйства перечень оснований для смены его главы может быть расширен. Например, в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Необходимо соглашение
В тех случаях, когда здравствующий глава хозяйства передает свои полномочия, все члены этого хозяйства по взаимному согласию признают главой другого члена хозяйства. Такие сведения должны содержаться в соглашении, заключенном между ними (подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона No 74-ФЗ). Из этого следует, что при смене главы необходимо заключить новое соглашение либо оформить изменения к уже существующему.
В Законе No 129-ФЗ нет требования об обязательном представлении в регистрирующий орган  новой редакции соглашения. Нет такого условия и в Законе No 74-ФЗ. Вместе с тем, в специальной форме заявления, которое необходимо подать, этот документ упоминается. Поэтому, считаем целесообразным представлять соглашение.
Подаем заявление
Чтобы поменять главу фермерского хозяйства необходимо внести изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе. Для этого подают заявление по специальной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 22.2. Закона No 129-ФЗ.
Однако здесь есть одна особенность. Все предприниматели применяют форму заявления, утвержденную постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. No 439. А вот когда необходимо внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о главе фермерского хозяйства, нужно заполнить заявление по другой форме (No Р24002). Эта форма заявления утверждена приказом МНС России от 3 декабря 2003 г. No БГ-3-09/664. Но вот требования к заполнению  здесь те же, что и в постановлении Правительства РФ No 439.
Заявителем является глава фермерского хозяйства, который слагает с себя полномочия. Он заполняет заявление в одном экземпляре и представляет в налоговый орган лично либо через почту. Причем подлинность его подписи должен засвидетельствовать нотариус (п. 1 ст. 9  Закона No 129-ФЗ). Вместе с заявлением представляют все необходимые документы нового главы фермерского хозяйства, в частности, копию его паспорта.
Если к заявлению прилагают копии документов, то они тоже должны быть заверены нотариусом. Это можно не делать только в том случае, когда заявитель представляет вместе с копией подлинник соответствующего документа (п. 2 ст. 22.2 Закона No 129-ФЗ). Подлинник ему вернут при выдаче расписки в получении документов.
Обратите внимание: при смене главы фермерского хозяйства сведения о новом главе будут внесены в государственный реестр. Однако госпошлина за эту процедуру не взимается.
Регистрация изменений
Налоговый орган должен принять решение о регистрации смены главы фермерского хозяйства или отказать в течение пяти дней с момента подачи документов (ст. 8 Закона No 129-ФЗ).
Если причин для отказа нет, в реестр вносят изменения и регистрация считается завершенной. В подтверждение этого заявителю выдают (или отправляют по почте) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме No Р60005.
Особо отметим, что при любых изменениях сведений о главе крестьянского хозяйства, в том числе и при смене его главы, основной государственный регистрационный номер предпринимателя (ОГРНИП) не изменяется.

Основания для отказа в регистрации
Согласно статье 23 Закона No 129-ФЗ отказать в регистрации смены главы фермерского хозяйства могут если:
- не представлены необходимые документы;
- документы поданы в ненадлежащий регистрирующий орган;
- не прекращена деятельность в качестве главы другого хозяйства или предпринимателя;
- не истек год со дня решения суда о признании нового главы банкротом по ранее осуществлявшейся деятельности;
- не истек срок, на который новый глава был лишен права заниматься предпринимательской деятельностью.

Если глава хозяйства в единственном числе
Более сложный порядок смены главы фермерского хозяйства будет, когда единственным его членом является сам глава.
Для начала, чтобы соблюсти требования статьи 16 Закона No 74-ФЗ, физическое лицо, которое желает стать новым главой, необходимо принять в члены хозяйства. Это делают на основании его письменного заявления.
Затем заключают соглашение между действующим главой и будущим главой. И только после этого возможно произвести смену согласно описанной выше процедуре. Такой порядок позволит соблюсти все требования Закона No 74-ФЗ. Напомним, что смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в этом фермерском хозяйстве.
Последствия за не поданные сведения
Как было отмечено выше, сведения о главе фермерского хозяйства содержатся в едином реестре предпринимателей. Согласно пункту 5 статьи 5 Закона No 129-ФЗ глава фермерского хозяйства в течение трех дней с момента изменения сведений, перечень которых указаны в пункте 2 статьи 5 этого закона, обязан обратиться в регистрирующий орган с соответствующими документами.
За непредставление, несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений на него могут наложить административный штраф в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации хозяйства в принудительном порядке (п. 3 ст. 25 Закона No 129-ФЗ).
Если фермерское хозяйство применяет ЕСХН
Отметим еще и особенность, которая связана с применением фермерским хозяйством специального налогового режима в виде уплаты единого сельхозналога.
Можно предположить, что смена главы повлечет за собой утрату права на его дальнейшее применение. Однако это не так. Дело в том, что глава хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).
Смена главы и изменение сведений в государственном реестре не влечет изменение регистрационного номера предпринимателя (ОГРНИП). Поэтому фермерское хозяйство, которое применяет ЕСХН, и в котором поменялся его глава, имеет право применять специальный налоговый режим и дальше. Никаких заявлений для этого подавать не нужно. Такое мнение было высказано в письме Минфина России от 8 мая 2007 г. No 03-11-04/1/13.

Предварительный договор с туристом: что указать?

"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2009, No 8.
Статья "Предварительный договор с туристом: что указать?"

А.А. СЕРЕБРЯКОВА,
начальник юридического отдела ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Турфирмы могут заключать с клиентами предварительные договоры на организацию для них путешествий. При этом законодательство строго регулирует, какие условия нужно включить в такие договоры. Иначе мало того, что договор может быть признан недействительным, турфирме еще придется заплатить штраф. Избежать таких негативных последствий вам поможет наша статья.

Какие условия нужно включить в предварительный договор?
Если турфирма заключает с клиентом предварительный договор, то он должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора - договора о реализации туристского продукта (п. 3 ст. 429 Гражданского кодекса РФ). Данной норме соответствует пункт 11 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. No 452.
Существенные условия договора о реализации туристского продукта перечислены в статье 10 Закона о туризме. Это:
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения и почтовый) и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения и почтовый) организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сведения о туристе (ином заказчике) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- общая цена туристского продукта в рублях;
- информация о потребительских свойствах туристского продукта;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) претензий к туроператору;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для таких выплат.
Если договор с клиентом заключает турагент, то помимо перечисленных условий, договор должен содержать (ст. 11 Закона о туризме):
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения и почтовый) турагента;
- информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим услуги по договору, является туроператор;
- информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Договор могут признать незаключенным.
Если в предварительном договоре не будет указано хотя бы одно из существенных условий, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор может быть признан незаключенным. А это значит, что если клиент откажется от договора, он не будет возмещать туроператору (турагенту) фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательства.

Какие штрафы грозят фирме, если она не включит в договор существенные условия?
Если в договоре не указано какое-то существенное (обязательное) условие, это может рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию, за которое предусмотрен штраф по пункту 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. No 0100/8935-07-32). Такого же мнения придерживаются и арбитры (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 ноября 2008 г. No А43-8259/2008-42-249). Штраф для должностных лиц фирмы составит от 500 до 1000 руб.; для самой турфирмы - от 5000 до 10 000 руб.
Рассматривать дела по подобным нарушениям уполномочен Роспотребнадзор и его территориальные органы (ст. 23.49 Кодекса РФ об административных правонарушениях; Положение о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. No 322).

Трудоустройство граждан за границей

"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2007, No 1
Статья "Трудоустройство граждан за границей"

 

А.А. РОГАНОВА,
юрист ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Сегодня многие турфирмы занимаются посреднической деятельностью по трудоустройству российских граждан за рубежом. Таким фирмам будет полезно ознакомиться с новым Положением, регулирующим подобную деятельность, которое Правительство РФ утвердило 23 декабря 2006 г. за No 797 (далее - Положение).
Требования к турфирмам для получения лицензии на трудоустройство граждан за границей
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан за границей, осуществляется на территории России только российскими юридическими лицами на основании лицензии (ст. 18 Закона от 19 апреля 1991 г. No 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Если ранее лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществлялось Министерством внутренних дел, то теперь эти функции возложены на Федеральную миграционную службу и ее территориальные подразделения.
Изменения коснулись лицензионных требований и условий, предъявляемых к турфирмам, желающим заниматься деятельностью по трудоустройству за границей:
1. теперь достаточно, чтобы в штате турфирмы был хотя бы один работник, имеющий профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей или содействия занятости населения в РФ не менее 1 года;
2. руководителю турфирмы необходимо иметь высшее профессиональное образование, стаж работы в области трудоустройства за границей не менее 2 лет или же стаж работы в области содействия занятости населения в РФ не менее 3 лет;
3. прямо закреплено, что договор, заключенный турфирмой с иностранным работодателем или иностранной посреднической организацией, должен соответствовать международным правовым актам и нормативно-правовым актами РФ;
4. теперь не нужно легализовывать нотариально заверенные копии документов, прилагаемые к договору, которые подтверждают правовой статус иностранного работодателя или иностранной посреднической организации и наличие у них разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по трудоустройству иностранных граждан;
5. турфирма должна обладать помещениями, предназначенными для ознакомления граждан с информацией, предусмотренной Положением, в том числе и о месте осуществления лицензируемой деятельности.

Грубое нарушение лицензионных требований
Впервые в пункте 6 Положения закреплено, что понимается под "грубыми нарушениями лицензионных требований и условий". Этот перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:
- оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом (турфирмой) договора с иностранным работодателем;
- отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом (турфирмой) и гражданином, существенных условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 Положения.

Документы, необходимые для получения лицензии
Изменения коснулись и перечня документов, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения лицензии.
Турфирма должна направить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором должны быть указаны следующие сведения  (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. No 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"):
- полное и сокращенное (если есть) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма турфирмы;
место нахождения турфирмы;
- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который турфирма намерена осуществлять;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
- ИНН и данные документа о постановке турфирмы на учет в налоговом органе;
- указание на то, что турфирма намерена осуществлять деятельность, связанную с трудоустройством россиян за границей.
Вместе с заявлением в лицензирующий орган должны быть направлены документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников турфирмы. Теперь конкретизирован перечень этих документов, к ним относятся копии трудовых книжек и дипломов об образовании.
Срок рассмотрения документов для получения лицензии
Отныне в Положении отсутствует срок, в течение которого лицензионный орган должен принять решение о предоставление или об отказе в предоставлении лицензии, ранее составлявший 60 дней с момента поступления заявления со всеми необходимыми документами. Кстати, отметим, что указанный срок не соответствовал пункту 2 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", так как положения о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливать более короткие сроки принятия решения, а не увеличивать законом установленные.
Следовательно, теперь лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Так как пунктом 12 Положения предусмотрено, что "принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, продлении срока ее действия, приостановлении, возобновлении действия лицензии и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заключение договоров на трудоустройство за границей
В результате деятельности по трудоустройству российских граждан за рубежом турфирме необходимо заключить два договора.
Первый - это договор возмездного оказания услуг с гражданином РФ, в рамках которого турфирмой будут оказаны услуги по трудоустройству конкретного гражданина России в конкретной стране и другие вспомогательные услуги, связанные с трудоустройством (например, оказание консультационных услуг, составление анкеты, резюме, психологическое тестирование на пригодность гражданина на занятие соответствующей должности и т. п.).
Второй - договор с иностранным контрагентом (работодателем). При этом оптимально выбрать агентскую форму отношений или форму договора возмездного оказания услуг.
И если в отношениях с гражданином РФ никаких проблем, с точки зрения налогообложения, не возникает, то в отношениях с иностранным партнером остается нерешенным вопрос - как по этому договору определить место реализации услуг турфирмы для целей исчисления НДС.
Рекомендуем в предмете договора с иностранным партнером четко прописать, что турфирма обязуется предоставлять по запросам иностранного партнера персонал, состоящий из граждан РФ, для работы за пределами России. В свою очередь, каждая конкретная кандидатура, требуемая должность и другие существенные условия, предъявляемые к гражданину РФ со стороны иностранного работодателя, будут отражены в запросе последнего. Конкретный запрос будет являться неотъемлемой частью договора.
Таким образом, турфирма предоставляет персонал, который будет работать в месте деятельности покупателя услуги (иностранного контрагента), при этом местом деятельности покупателя не является территория Российской Федерации. Таким образом, реализация услуг происходит на территории иностранного государства, а не на территории РФ. Следовательно, данная операция не должна признаваться объектом налогообложения.
Основой сделки, заключенной турфирмой с иностранным работодателем, будет предоставление персонала для работы за пределами РФ, а, следовательно, и основной обязанностью (основной услугой) со стороны турфирмы по этому договору будет предоставление персонала для работы за пределами РФ. Все иные обязанности турфирмы (ведение переговоров, оформление анкет кандидатов и других необходимых документов) носят вспомогательный характер. В соответствии с пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ место реализации вспомогательных услуг определяется как место реализации основной услуги.
Таким образом, местом реализации услуг турфирмы по трудоустройству российских граждан за рубежом не должна признаваться территория РФ, следовательно, турфирма не должна начислять НДС с дохода, полученного от иностранного работодателя за свои услуги. Этой позиции придерживается и арбитражный суд (см., например, решение ФАС Московского округа от 25 ноября 2003 г. No КА-А40/9403-03).

Ветеринарные сопроводительные документы

"Главбух". Приложение "Учет в сельском хозяйстве", 2008, No 1
Статья "Ветеринарные сопроводительные документы"

 

А. А. СЕРЕБРЯКОВА,
начальник юридического отдела ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Продукция животного происхождения должна быть безопасна для пищевых целей. То, что она соответствует установленным требования безопасности для здоровья населения, подтверждает ветеринарно-санитарная экспертиза. Именно порядку выдачи документов, подтверждающих безопасность сельскохозяйственной продукции, и будет посвящена эта статья.
Документы, подтверждающие безопасность продукции
Перечень сельскохозяйственной продукции животного происхождения, которая подлежит обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе, приведен в статье 21 Закона РФ от 14 мая 1993 г. No 4979-1 "О ветеринарии". Сельхозпредприятия занятые содержанием животных, производством и реализацией животноводческой продукции должны иметь документы, подтверждающие безопасность этой продукции. Правила выдачи ветеринарных сопроводительных документов утверждены приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. No 422 (далее - Правила).
Для получения ветеринарного сопроводительного документа сельхозпредприятию необходимо обратиться в учреждение службы государственного ветеринарного надзора с просьбой провести экспертизу продукции. По результатам проведенных анализов отобранных проб и при отсутствии нарушений специалисты госветнадзора выдадут сельхозпредприятию ветеринарный документ по одной из утвержденных форм.

Продукция, которая должна проходить экспертизу
Без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы запрещена реализация:
- мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных;
- молока, молочных продуктов;
- яиц и иной продукции животного происхождения;
- кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления.

Ветеринарные сопроводительные документы органы ветеринарного надзора выдают на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (п. 1.2 Правил).
В зависимости от территориальных пределов перевозки организация получает следующие сопроводительные документы:
- ветеринарное свидетельство по формам No 1, 2 или 3 выдается при вывозе продукции за пределы района (города) по территории России;
- ветеринарная справка по форме No 4 выдается при перевозке продукции в пределах района (города);
- ветеринарные сертификаты на отдельные виды экспортируемой продукции при вывозе с таможенной территории РФ;
- ветеринарные сертификаты на перевозимую продукцию от места таможенного оформления до места назначения, при ее переадресовке между субъектами Российской Федерации.
Отметим, что все образцы форм перечисленных сопроводительных документов приведены в приложениях к Правилам Минсельхоза России.
Правила выдачи документов
Порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов установлен Минсельхозом России в Разделе II Правил.
Ветеринарные свидетельства (формы No 1, 2 и 3) и ветеринарные справки (форма No 4) выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии.
Ветеринарные свидетельства подписывает руководитель учреждения (или уполномоченный им ветеринарный врач), а ветеринарную справку - ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) учреждения. Их подписи обязательно должны быть заверены печатью.
Ветеринарные сертификаты на экспортируемую продукцию выдают территориальные органы Россельхознадзора России. Подписывает их уполномоченное должностное лицо и заверяет печатью. Ветеринарные сертификаты выдают взамен ветеринарных свидетельств, выданных учреждениями ветеринарии в субъектах РФ.
Ветеринарные сертификаты (формы No 6.1, 6.2 и 6.3) органы Россельхознадзора России выдают на импортированную продукцию взамен ветеринарных сертификатов стран-экспортеров для сопровождения грузов по территории РФ от места таможенного оформления до места назначения, и в иных предусмотренных случаях.
Обратите внимание: ветеринарные сопроводительные документы, которые не соответствуют требованиям Правил, составленные без указания всех требуемых сведений, включая дату их выдачи, а также копии таких документов считаются недействительными (п. 3.4 Правил).

Требования к заполнению документа
Ветеринарный документ будет не действительным, если:
- он заполнен разными чернилами или почерками;
- имеет исправления, неясный оттиск печати;
- на документе не проставлена печать, нет подписи, полного наименования должности, фамилии, инициалов специалиста, его подписавшего.

Порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы определен техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, которые изданы в соответствии с законодательством РФ.
Оформление документов в субъектах РФ
Ветеринарные свидетельства и ветеринарные справки выдают учреждения ветеринарии, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому, правила их подготовки и выдачи утверждают соответствующие органы власти.
Например, регламенты подготовки документов, которые выдают государственные ветеринарные учреждения, подведомственные Комитету ветеринарии города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2007 г. No 142-ПП.
Этим постановлением определен орган, в который необходимо обращаться за выдачей необходимого документа. Такой документ не требует промежуточных согласований с органами исполнительной власти и организациями города Москвы. Определен и перечень ветеринарных услуг, оказываемых специалистами при подготовке документов.
Так, оформление самого свидетельства осуществляется бесплатно, плата взимается только за бланк по его фактической стоимости на момент выдачи. А вот за ветеринарные услуги, которые оказывает специалист при его подготовке, взимается плата. Ее размер устанавливается на основании утвержденного прейскуранта. Оплачиваются ветеринарные услуги на основании заключенного договора.
В зависимости от вида ветеринарного сопроводительного документа в перечень платных услуг включают клинический осмотр животного для определения его состояния, проверку по ветеринарному паспорту сведений о выполнении необходимых вакцинаций и профилактических обработок, ветеринарный осмотр партии груза, ветеринарно-санитарную экспертизу (оценку) и подтверждение соответствия безопасности.
Отказ в выдаче запрашиваемого ветеринарного сопроводительного документа может быть обжалован в органе исполнительной власти города Москвы в области ветеринарии либо в суде.

Экскурсионные туры

"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2007, No 1
Статья "Экскурсионные туры"


А.А. РОГАНОВА,

юрист ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"
Т.В. БАРЫШЕВА,
аудитор, генеральный директор ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

В настоящее время все большую распространенность приобретают так называемые "экскурсионные туры". Туристы охотно тратят свои деньги для того, чтобы увидеть различные уголки мира с их достопримечательностями и познакомиться с образцами культурного наследия той или иной страны.
Вопросы, связанные с организаций турфирмой экскурсионных туров, мы рассмотрим в нашей статье.


Понятие экскурсионного тура
Прежде чем говорить об экскурсионных турах, необходимо дать определение термину "экскурсия" и уяснить, что же понимается под столь простым на первый взгляд феноменом.
К сожалению, понятие экскурсии или экскурсионной услуги не нашло своего закрепления в законодательстве. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. No 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" упоминается термин экскурсионных услуг и то лишь для того, чтобы дать определение базисным понятиям, используемым в туризме, таким как "тур" или "туристская индустрия".

Несмотря на это, в России действует ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования (утвержден постановлением Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. No 295-ст).  В соответствии с пунктом 3.11 этого ГОСТа под экскурсионной услугой понимается "туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий". Экскурсантом же является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране (п. 3.7 ГОСТ Р 50690-2000).
Итак, экскурсионная услуга предоставляется, как правило, в период от одного часа и до 24 часов. В тоже время экскурсионная услуга может предоставляться и по месту жительства экскурсанта.
Как и любой другой вид услуг (перевозка, питание, размещение и т. д.), экскурсионная услуга может входить в состав тура, не имея при этом самостоятельного значения. И тогда для определения экскурсионного тура вполне приемлемы понятия, используемые в ГОСТ Р 50690-2000.

На практике под экскурсионным туром следует понимать тур, сформированный туроператором и заказанный туристом (экскурсантом) в познавательных целях для получения информации, обогащения внутреннего мира, расширения кругозора и мировоззрения последнего посредством проведения для туриста (экскурсанта) совокупности экскурсий в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, в экскурсионном туре наряду с комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию, туристу (экскурсанту) на основании заключенного договора предоставляются как минимум две экскурсии.

Оформление экскурсионных путевок
В общем случае при получении от населения наличных денежных средств за экскурсионные услуги турфирмы должны применять ККТ. Однако на сегодняшний день законодательно закреплена возможность использования бланков строгой отчетности, которые приравниваются к кассовым чекам. Отметим, что до 1 сентября 2007 года можно использовать формы тех бланков, которые были утверждены ранее Минфином России.

Бланк экскурсионной путевки в музей и на выставку, утвержденный приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. No 20н, также может применяться турфирмами в качестве бланка строгой отчетности до 1 сентября 2007 года.

Учет операций по формированию и реализации экскурсионных туров
Рассмотрим пример.

ПРИМЕР
Туроператор ЗАО "Светлана-Тур" реализует однодневную (пятичасовую) автобусную экскурсию по Санкт-Петербургу группе иностранных туристов из Испании в количестве 40 человек. Экскурсионный тур включает услугу сторонней организации по предоставлению гида-переводчика, услуги транспортной компании по предоставлению автобуса и стоимость самой экскурсии. Экскурсия реализуется за безналичный  расчет, стоимость экскурсионного однодневного тура - 35 000 руб. (с учетом НДС).

Стоимость услуг сторонних организаций, приобретенных турфирмой, составляет:
- по предоставлению гида-переводчика - 3980 руб. (в том числе НДС - 607,12 руб.);
- по предоставлению автобуса - 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.);
- экскурсия в Петергоф - 18 000 руб. (без НДС) .

ООО "Светлана-Тур" оформила калькуляцию на экскурсионный тур (приводится образец составления калькуляции):

 

п/п

Наименование калькуляционных статей Стоимость (в руб. без НДС) Поставщик услуг/вид договора
1 Услуги сторонней организации по предоставлению гида-переводчика. 3372,88 ООО "Логосервис"/Договор об оказании услуг
2 Транспортное обслуживание (автобусная перевозка). 3000 ООО "Трансагентство"/договор об оказании транспортных услуг.
3 Экскурсионное обслуживание 18000 ГУП "Бюро экскурсий"/договор на экскурсионное обслуживание
4 Итого прямых затрат 24 372,88

 

Теперь рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете турфирмы операций по формированию экскурсионного тура и его реализации:

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60
- 24 372,88 руб. - отражены расходы турфирмы по организации экскурсий;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60
- 1147,12 руб. (607,12 + 540) - отражен НДС по расходам турфирмы;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

КРЕДИТ 19
- 1147,12 руб. - принят к вычету из бюджета НДС по услугам, входящим в стоимость экскурсионных туров;

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51
- 25 520 руб. (24 372,88 + 1147,12) - оплачены поставщикам услуги, входящие в стоимость экскурсий;

ДЕБЕТ 43   КРЕДИТ 20
- 24 372,88 руб. - сформирована себестоимость экскурсий;

ДЕБЕТ 50

КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"
- 35 000 руб. - отражена выручка от реализации экскурсионного однодневного тура;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 5338,98 руб. (35 000 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с суммы реализации экскурсионных путевок;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж"

КРЕДИТ 43
- 24 372,88 руб. - списана на реализацию себестоимость реализованных экскурсий.

Берем на работу иностранца

"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2008, No 2
Статья "Берем на работу иностранца"

 


 

А.А. СЕРЕБРЯКОВА,
начальник юридического отдела ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Многие менеджеры и курьеры турфирм - это иностранцы из ближнего зарубежья. Принимая их на работу, турфирме придется соблюсти ряд формальностей. К примеру, уведомить об этом соответствующие органы.
Но прежде чем преступить к рассмотрению вопросов, оговоримся, что в нашей статье речь пойдет об иностранцах из ближнего зарубежья. То есть о тех, которые имеют статус временно пребывающих в РФ и которые прибыли в нашу страну в безвизовом порядке согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. No 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).

Подробнее: Берем на работу иностранца

Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»

Определение, кто такие сельхозтоваропроизводители дано в главе 26.1 НК РФ.
Однако это определение применяют и при общем режиме налогообложения.
Рассказать, какими критериями для налогообложения следует руководствоваться сельхоз- организациям, которые не переходили на ЕСХН.
Какими документами это подтвердить.
Дополнительно воспользоваться письмом Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-03-05/59.

Определение, кто такие сельхозпроизводители, дано в главе 26.1 Налогового Кодекса Российской Федерации. Так, статьей 346.2 НК РФ установлены критерии признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем для целей применения специального льготного налогового режима, предусмотренного положениями гл. 26.1 НК РФ.

Подробнее: Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»